Про Седаны

Седа́н — закрытый кузов легкового автомобиля с двумя или тремя (например, ЗиМ или «Чайка» ГАЗ-14) рядами полноразмерных сидений, багажником, структурно отделённым от пассажирского салона (на ранних автомобилях багажник обычно имел вид прикреплённого к задней стенке кузова чемодана-кофра или отсутствовал) и без подъёмной двери в задней стенке.
Данный тип кузова является наиболее распространённым среди кузовов легковых автомобилей.
Седаном может быть как трёх-, так и двухобъёмный кузов; до конца 1940-х годов практически все седаны были двухобъёмными(пример — седаны-фастбэки, в частности — ГАЗ-М-20 «Победа», и практически все седаны выпуска до начала 1930х годов), сегодня же кузов «седан» ассоциируется преимущественно с трёхобъёмными кузовами. В настоящее время наметилась тенденция к сливанию объёмов кузова-седана в один.
Заднее стекло на седане практически всегда жёстко закреплено в рамке и не опускается / не поднимается, хотя спинка заднего сиденья может быть либо оснащена лючком, либо откидываться (целиком или по секциям) для перевозки длинномерных предметов.
Седаны традиционно популярны в Северной Америке, причём до 1950-х — 60-х годов двухдверные седаны были распространены в большей степени, чем четырёхдверные. Во второй половине 50-х — 60-е годы седан в Северной Америке отошёл на задний план, так как основным типом автомобильного кузова стал двухдверный хардтоп, однако в 1970-х, после упадка хардтопов, популярность завоевали четырёхдверные седаны, на которые там и поныне приходится основная масса выпуска легковых автомобилей.В 1960-е годы в США на автомобилях марки Mercury существовал уникальный тип кузова на базе седана (и хардтоп-седана) с фирменным названием Breezeway (см. илл. справа), имевший в раннем варианте опускающееся заднее стекло (движущееся вверх-вниз по направляющим, как подъёмные стёкла боковых дверей; задняя стойка крыши при этом имела обратный наклон, а само стекло было расположено почти вертикально), а затем — откидное заднее стекло с электроприводом, которое немного откидывалось вверх-вперёд для лучшей вентиляции; однако этот случай так и остался уникальным, и с появлением массово доступных установок кондиционирования воздуха его использование прекратилось.
В Европе до второй половины 1960-х годов также были очень популярны двухдверные седаны, как менее дорогие, и среди автомобилей класса «Запорожца» или «Москвича» их было большинство (наиболее известные примеры — «Фольксваген-Жук», «Фиат-600», практически все ранние модели «Опель-Кадетт» и многие другие «народные» автомобили). Более крупные автомобили же, класса «Опель-Рекорд» и выше, как правило тоже были седанами, но уже четырёхдверными. Однако впоследствии 2-х и 4-дверные седаны были вытеснены более практичными хетчбеками — соответственно, 3-х и 5-дверными.
Тем не менее, в СССР и на территории современного СНГ, а также многих странах «третьего мира», где массовая автомобилизация началась сравнительно недавно, седан был и всё ещё остаётся наиболее популярным типом кузова ввиду своей визуальной представительности и универсальности, что отвечает роли единственного автомобиля в семье и отражает сравнительно малую доступность и потому престижность автотранспорта для жителей этих стран. В своё время для таких рынков европейские хетчбэки нередко переделывались в седаны, например, такая судьба постигла выпускавшийся в Иране Peugeot 206. Правда, в последние годы, например, российские автолюбители всё чаще делают выбор уже в пользу хетчбэков.